Графические методы расчета дальности и продолжительности полета самолета. Крейсерские и вспомогательные графики
Расчет дальности и продолжительности полета самолета при помощи графиков во многих случаях оказывается предпочтительнее аналитического. Нашли распространение комбинированные и крейсерские графики, номограммы для перехода от барометрической высоты полета Нр к высоте по плотности Н д и для определения полетного числа М по приборной скорости и барометрической высоте полета, а также вспомогательные графики для подсчета расходов топлива, времени и пути при наборе высоты и планировании и др.
Рассмотри^ крейсерские и вспомогательные графики.
Вид крейсерских графиков (или крейсерских карт) зависит от назначения графика (для использования иа борту самолета, для предварительных расчетов и т. и.), а также от типа самолета. При помощи крейсерских графиков (рис. 6.6) можно определить расход топлива, скорость полета, потребные обороты двигателя в горизонтальном полете для различных полетных весов самолета.
Левая часть карты является номограммой для перехода от барометрической (приборной) высоты полета Яр к высоте по плотности Яд. Эта номограмма иногда наносится в несколько измененном виде прямо на поле карты, что нужно признать неудачным, так как в данном случае затемняются основные графики.
Построение крейсерской карты заключается в следующем. Вначале строятся номограмма высот полета и так называемое поле карты, а также графики постоянных истинных скоростей по приборной скорости и высоте полета по плотности. После этого наносятся графики постоянных значений расходов топлива и потребных оборотов турбины.
При построении номограммы высот исходят из уравнения
Яд=Яд (Нр, Т).
Практически номограмма может быть построена следующим образом. Задаемся рядом значений высот и для каждой из них определяем по таблице стандартной атмосферы (СА) давление р. Для нескольких значений температуры на каждой из высот Нр определяем ряд значений А, пользуясь формулой
Д = 0,379 .
т
Затем по таблицам СА находим высоты, соответствующие вычисленным Д.
По полученным данным наносим линии постоянных Яр по температуре наружного воздуха. На каждой из этих линий отмечаем точку, соответствующую стандартной температуре на данной высоте. Соединив такие точки для различных Яр, получим линию стандартных температур по высотам. Очевидно, что если снести иа вертикальную ось точки стандартных температур, то на
Рис. 6.6. Крейсерский график (крейсерская карта) |
этой оси получится ряд значений стандартных высот по плотности, соответствующих ПОСТОЯННЫМ Н-р.
Графики постоянных истинных скоростей (поле карты) рассчитываются по формуле
V = (ЯД) Упри6).
Здесь УПриб с учетом поправок определяют так. В соответствии с летными данными самолета задаемся рядом значений истинных скоростей полета. Тогда
Уприб = const У А-
Затем по таблицам СА берем несколько значений
/Д, соответствующих различным Яд, и подсчитываем Уприб. По Уприб и Яд проводим линии постоянных истинных скоростей.
Графики постоянных расходов топлива можно легко построить, используя в качестве исходных данных сетки расходов топлива в горизонтальном полете. На график qr = /(Яр, УпРиб) наносится несколько горизонтальных линий, соответствующих qr = const (рис. 6.7). В точках пересечения снимаются значения УПриб и Яд, после чего по этим данным наносятся линии постоянных расходов на поле крейсерской карты.
Аналогично строят графики постоянных потребных оборотов, используя сетку потребных оборотов для горизонтального полета.
Крейсерские графики, построенные для одного начального полетного веса, могут быть использованы для расчета полета и при других полетных весах самолета,
для чего достаточно построить масштаб скорости, пользуясь кривыми Н. Е. Жуковского, выполненными для нескольких полетных весов.
На карте можно отметить режимы наибольшей дальности и продолжительности полета, а также «зону» режимов наибольшей дальности полета, т. е. режимы, на которых qK мало отличается от <7кмин на данной высоте
полета (рис, 6.4, abed). Пользование картой легко понять, если применить ключ, указанный на рис. 6.6.
По найденным при помощи крейсерского и вспомогательных графиков qKy q4 и Vnрио обычным путем определяем продолжительность и дальность горизонтального полета самолета.
Пример 1. Определить километровый расход топлива и потребные обороты турбины двигателя, если задан режим горизонтального полета Нр и УПриб.
Решение. По заданным УПриб и Нр находим qK и п (рис. 6.7, бив).
Пример 2. Определить стоимость расхода топлива, если полет выполнять на тяжелом самолете, двигатель которого работает на топливе ТС-1, на высоте Нр со скоростью Уприб. Фактическая температура наружного воздуха на заданной высоте полета стандартная и полетный вес самолета не изменяется.
Решение. Из предыдущего и первой задачи известно, что
— [Т/км]; 6= 1,045 и Дт= 39 рубІТ.
Подставляя эти данные в формулу (15), получим стоимость расхода топлива на 1 км воздушного пути:
ST=<7Kl * 1 *045 • 39 = ^40,76 [руб].
Расчет дальности (продолжительности) горизонтального полета по сеткам, если полетный вес самолета совпадает с расчетным (указанным в инструкции — эталонным), а фактическая температура наружного воздуха на заданной высоте полета принимается стандартной, не требует каких-либо поправок. В противном случае нужно вносить поправки в расход топлива и потребные обороты, снятые с сеток, на отклонение фактического полетного веса от эталонного и отклонение фактической температуры наружного воздуха на высоте полета от стандартной. Такие расчеты с учетом поправок описаны в инструкциях и специальной литературе. .
ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАДЕЖНОСТИ
(данная терминология предложена авторами)
Надежность
Надежностью принято называть способность технических устройств безотказно (исправно) работать в течение определенного периода времени в заданных условиях.
Безотказной (исправной) работой считается нормальное выполнение устройством всех своих функций в пределах заданных допусков.
Надежность тесно связана с проектированием, производством, а также с различными сторонами процесса эксплуатации устройств. Большое значение имеют вопросы восстановления свойств отказавших устройств. Чтобы объединить в одну группу смежные вопросы, надежность определяют как свойство технического устройства, обусловленное главным образом его безотказностью и ремонтопригодностью и обеспечивающее выполнение заданий в установленном объеме. Таким образом, в широком определении надежность объединяет способность безотказно работать с приспособленностью к обнаружению, устранению и предупреждению отказов.
Изучение закономерностей явлений, приводящих к нарушениям работоспособности, а также изучение методов сохранения и восстановления работоспособности технических устройств составляет предмет теории надежности.
Наиболее удобными для количественного описания свойств надежности являются вероятностные характеристики.
[1] Хранение в некоторых случаях может рассматриваться как работа в существенно облегченных условиях.
[2] Во всех приведенных схемах под элементом можно понимать как детали, так и блоки (узлы) устройств.
[3] Срок хранения вулканизированной резины указанных марок— два года.
[4] Весовое набухание со знаком плюс означает увеличение веса, а со знаком минус — уменьшение веса (вымывание).
При эксплуатации, ремонте мягких топливных баков и уходе за ними во избежание их разрыва и пожара, а
[5] Здесь предполагается, что все двигатели в авиационном парке имеют одинаковый технический ресурс.
[6] § х
Технически исправные самолеты часто простаивают на аэродромах из-за плохих метеорологических условий, организационных неполадок, в ожидании грузов и по другим причинам. Степень использования исправного самолета будет характеризоваться коэффициентом использования Кисп самолетного парка, выражающим отношение времени, в течение которого самолеты исправны, за вычетом простоя по указанным выше причинам к общему фонду рабочего времени за отчетный период в часах. Коэффициент Кисп практически всегда меньше Киспр. Если сократить простои самолетов в исправном со-